Драгоценный обесцененный малыш.

Повесть о забытом прорыве советской авиации –

от состарившегося автора

Слева – одно из зданий МПКБ "Восход" на улице Ткацкая (вид с перекрёстка с улицей Ибрагимова), где происходили описываемые события. Справа – герой тех событий и автор этих строк.

Часть 3, 1-е издание, иллюстрированное (v1)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Гром среди ясного неба

2. Потери или смерть?

3. От любых гроз придуманы зонтики

4. Размышлизмы перед самоубийством

5. Безумству храбрых…

6. Осложнения Безумства

7. Простые решения … - впервые в мире

8.

18. Письмо Префекту ВАО[1] г. Москвы Н.Н. Евтихееву

(публикация не завершена)

Приложение:

1.        Что говорит реклама? ЯК-40: 1.1. История проекта и эксплуатации его детища \

1.2. . технические характеристики ЯК-40 \ 1.3. Двигатели 1.4. оборудование 1.5. Модификации самолёта и особенности.

2.        Что говорит реклама? ЯК-42: 2.1. История проекта и эксплуатации самолёта \ 2.2. технические характеристики ЯК-42 \

2.3. Модификации самолёта и особенности.

3.        фото ОКБ им. Яковлева

4.        ИКАО, 4.1. история, 4.2. цели и задачи, 4.3. сайт, 4.4. Чикагская конвенция (устав), организация, стратегический план действий, стратегические цели, документы,

3. От любых гроз придуманы зонтики

Самолет Як 42. Модификации и характеристики самолета Як 42

фото со страницы http://www.aviatrans.ru/jak42.html

Почти от любых… Правда, и они защищают по-разному.

К несчастью для конструктора Богомольца (а теперь – и для всех в ещё большей степени) – он недавно перенёс инфаркт, т.е. браться за работу с большим нервным напряжением (и с почти невыполнимыми задачами), хорошо знавшему прибор и самолёт, - было ни к чему.[2]

А больше браться за эту разработку никто и не желал.

Виданное ли дело: сделать прибор в 10-30 раз точнее в тех же габаритах и весовых пропорциях[3]!?

Если б можно было, - сделали бы сразу, много лет назад!

Просто изменить редуктор и счётчик, показывавшие пока высоту через 100 метров[4], – легко. Но редуктор, конечно, изменится и "несколько" может увеличиться[5]. Раза в два.

Редуктор может раздуть (доской) на сантиметр в правый бок. Корпус может вынужденно стать нестандартным частью габарита. А то даст проблему при международной сертификации...

Намного добавится электроники, и прибор удлинится раза в два… Это сделает его нестойким к ударам шасси при посадке.

Сместится центр масс прибора, изменяя картину виброустойчивости и резонансов приборной "доски".

Никому не нужен уже и этот набор новых проблем.

Но ведь должны хотя бы в 10 раз точнее стать не только прибор, а и вся цепь измерений и вычислений[6]. Изменятся (увеличатся) кабельные цепи (и их вес). А в приборе есть и своя часть электроники, и дополнительный электронный блок, образующий систему ССВЭ[7]

Да, конструкторам приборной "доски" и кабины ЯКа все выражали сочувствие…

Главный вход в ОКБ им. Яковлева (DSCN4497_1.JPG)

Самолёт уже был готов, стоял на аэродроме в г. Ульяновске. Само КБ имени Яковлева было в Москве, на Ленинградском проспекте, недалеко от метро "Сокол". Т.е. соучастникам доработок легко было приехать к одному столу и обо всём договориться… Но - о чём?

Если бы можно было сделать прибор хоть в 2 раза точнее в тех же размерах, давно сделали бы…

Но чудес, которых требовали, - не бывает… Все это понимали, и не хотели "подставляться". Любое невыполнение задания – не просто грозит карой начальства и потерей "перспектив личного роста"[8]. В конечном итоге – это не выход из общегосударственного кризиса, а только лишняя тяжёлая ответственность.

Размер грозивших переделок ставил и ещё один принципиальный вопрос:

Вся прежняя техника была "аналоговой", а перспективная - должна быть "цифровой", т.е. понимающая и использующая компьютерные сигналы, создающая их. Сохранить всё "как есть", - это потратить

силы, время и деньги на удержание техники в неперспективном виде.

Это – обречёнка. А создание нового поколения приборов и самолёта никто ведь не поручал! Этого как раз требовали избежать!

"Отсебятина" (т.е. инициативное предложение разработки "снизу") тогда была наказуема.[9]

И есть ещё один порог: когда командир зовёт в атаку, он показывает личный пример, кидается в неё первым.

Выполнять невыполнимое задание не мог кинуться ни один из руководителей КБ и его отделов

И назначить кого-то "козлом отпущения" – означало бы предлог уволиться и найти работу в другом КБ. Т.е. – разогнать свои "кадры" глупостью требований остающихся начальников. Каждый возможный кандидат на такое предложение уже готовил себе "запасной аэродром"…

Для них-то это – один из "зонтиков" от грозы.

Но кризис в стране это не решало. Заменить отдавшего глупое требование – из КБ не могли. Он был "выше" и облечён правом приказывать, требовать!… Склонить его к изменению своего требования – тоже ведь не просто.

Кто пойдёт? И ведь было Право на "так НАДО!".

Я на себе несколько раз испытал простой аргумент: - Признай свою "никчёмность" и мы тебя заменим.

А главные никчёмные – именно начальники!…

Если никто не станет рисковать конструкторами, то начнут менять начальников отделов и директоров (главных конструкторов) КБ. Чехарда эта не вылечит кризис, но может его и усилить!

Впрочем, каждый начальник думал не о кризисе, а о себе…

Я не знал, конечно, что в других КБ были более благоприятные условия. Например, в КБ "Южное", возглавляемое Янгелем, создавшее знаменитую ракету СС80 (прозванную американцами "Сатана"), имело традицию за спиной опытного конструктора - держать талантливого молодого конструктора. И это дало сильные результаты в начальной тяжбе СССР против американской программы "звёздных войн".

В МПКБ "Восход" (особенно в его ТКО-5) "старики" дублёров не воспитывали, а отгоняли подальше. Богомолец как и был одинокой.

В рассказе "Капризный новичок" есть описание начала моих попыток переделки этих отношений[10]… С Якубовичем мне повезло, но ССВЭ Богомольца отдавать ему не собирались. Да и ему такой геморрой был ни к чему.

В те времена я был на самой низшей ступени – конструктором 3-й категории. И совсем недавно пережил личный кризис, описанный в повести "Капризный новичок". И он вспыхнул (и погас) вокруг достаточно малого "серийного"[11] узла одного из приборов – электромагнитной муфты переключения[12] в приборных редукторах. Я и нажил-то его по своей инициативе[13]. А тут вокруг прибора ПЗВЭ системы ССВЭ назревал кризис главных и ведущих конструкторов.

Мне до должности "ведущего" было ещё "топать и топать"…[14] Несмотря на появившуюся мою популярность среди "комсы" (комсомольцев) и "прочей молоди", я даже не котировался в дирекции на роль начинающего таланта…

Как я-то мог вляпаться в ту историю?

Ведь зонтиков от её неприятностей – не было!…

К продолжению \

Видео-письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \

письмо №4 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \

Видео-письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К.

письмо №5 Президенту РФ В.В. Путину на ТВ-шоу от 15 июня 2017 от Маленкова С.К. \\

 калькулятор "Электроника Б3-38" \\ ПЗВЭ-2 \\ переключающие муфты \\ Письмо Префекту ВАО г. Москвы Н.Н. Евтихееву (по теме "Бурана") \\ к оглавлению

Вибрация против трения \ История создания унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки \ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор \ 12. Единое "лицо" \\ Попытка создания др. унифицированных элементов для приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\ оперотряд \\

 

 

Переход к меню сборника №1 "УНИКУМ"

"Уникум, мечтавший о безработице"

"И один в поле воин" \ Новомосковск

"Капризный новичок"

Книга 1. Дума о Думе \ Выход в архив изданного

Книга 3. 1-й Поэтический сборник \ Что такое плохо?

Книга 4. Выборы и избранники \ Что такое хорошо?

Книга 7. О демосе демократической страны

К сборнику №3 "Северный флот" \ афоризмы

К сборнику №4 "Вечные студенты"

К сборнику №5 "Электронная Россия"

Статьи Маленкова С.К. \ архив публикаций

история сайта \ новояз \ Фоторисунки

журналистика Маленкова С.К.

Рекорды Маленкова С.К. \ фотогалереи

правовые концепции Маленкова С.К.

К сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы"

Сборник №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра"

Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ

Тематическая таблица предложений Маленкова С.К.

Использованные нормативные акты \ Чёрный список

Безумные идеи ХХ века

Страничка Маленкова на stihi.ru (стихи)

К оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива"

К международным событиям \ www.vno.narod.ru

К общероссийским событиям

МЭРзости жизни \ Статьи от ДомЖура

 

о событиях в Москве \ Безумные идеи ХХ века

Сборник №9 НеПУТёвые гонки ("президентские")

Страничка Маленкова на proza.ru

ã Фонд гражданских инициатив  Ò, МО МОИП, 1993-2017

ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов

Гражданская инициатива – журнал об отношениях в обществе. Индивид и государство, права и гарантии, преступления и наказуемость, армия и мир, воин и закон, сила и право, самоуправление и самообразование, заказчик и служащий, декларации и правила без дыр, бедность всё создающих и богатства их использующих, собственность и бизнес, справедливость большинства и достоинство гениев Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка

и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!

ЩЕЛКНИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать, как получить 1 000 000 000 (миллиард!) посетителей на Ваш сайт. Бесплатно!

"Гражданская Инициатива" на других порталах:  www.bigherald.narod.ru/ \ www.fogrin.narod.ru \ fogrin.narod.ru/medtrans/index.html \ www.nik-kozlov.narod.ru \ www.pu22.narod.ru\ www.santaelena.strana.de \ www.president4rf.narod.ru/ \ www.prezident16.narod.ru/ \ www.superuniqum.narod.ru/ \ www.teach2teach.narod.ru/ \ www.uniqum.strana.de \ www.vno.narod.ru \\ www.golova1-2006.narod.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod.ru \ www.glovanova.moikrug.ru \ www.alyscheva-l.narod.ru \ www.andrumos.narod.ru \ www.a-rytoff.narod.ru \ www.bychkovavg.narod.ru \ www.dkhroshin.narod.ru \ www.evdokimovagn.narod.ru \ www.leaders-club.narod.ru \ www.medtransp.narod.ru/index.html \ www.orlik08.narod.ru \ www.radiozov.narod.ru \ www.tat-indrickova.narod.ru \ www.uniqum-star.ucoz.ru \ www.vtchistov.narod.ru \\ www.alyscheva-l.narod2.ru \ www.andrumos.narod2.ru \ www.bychkovavg.narod2.ru \ www.dkhroshin.narod2.ru \ www.evdokimovagn.narod2.ru \ www.fogrin.narod2.ru \ www.golova1-2006.narod2.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod2.ru \ www.leaders-club.narod2.ru \ www.nik-kozlov.narod2.ru \ www.orlik08.narod2.ru \ www.president4rf.narod2.ru \ www.prezident16.narod2.ru \ www.pu22.narod2.ru \ www.radiozov.narod2.ru \ www.superuniqum.narod2.ru \ www.teach2teach.narod2.ru \ www.tat-indrickova.narod2.ru \ www.vno.narod2.ru \ www.vtchistov.narod2.ru \ blog.trud.ru/users/1673356 \ дневник Уникума в Труде \ liveinternet.ru/users/939650 \ malenkov в moikrug \ prostak1.livejournal.com \ Стихи Маленкова на stihi.ru \ www.stihi.ru/avtor/dekor \ www.stihi.ru/avtor/artistvmu \ proza.ru/avtor/uniqum \ proza.ru/avtor/golovanova1 \\ Маленков С.К. на litprichal.ru \ Маленков С.К. vkrugudruzei.ru \ Маленков С.К. "в контакте" \ Маленков в самиздате samlib \ www.facebook.com/fogrin \ Министерство международных дел Маленкова на facebook \ Маленков на twitter \ Уникум на nethouse \ книги Маленкова на calameo \ Маленков С.К. на "территории РФ" \ родословная Маленковых \ фотогалерейки Маленкова С.К. \ Уникум в odnoklassniki.ru \ блог и фотоальбомы Маленкова С.К. в www.rasfokus.ru \ Маленков С.К. в Русском собрании литераторов \ С.К. Маленков в соцСети spooo.ru \ Маленков С.К. на mirtesen.ru \ uniqum1.jimdo.com - сайт Маленкова СК. \ Маленков С.К. на akuly-pera.ru \ colnect.com/ru/collectors/collector/uniqum \ photo.qip.ru/users/uniqum2 \ Маленков в sambook.by - самиздат в Белоруссии \

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов, влиятельных людей и простых граждан.

Ссылка на сайт, автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке – обязательна. Коммерческое переиздание без согласования с автором и редакцией – запрещается.

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов,

влиятельных людей и простых граждан.

Наш адрес: 123458, Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \ Skype: uniqum53   

E-mail: fogrin@rambler.ru

Предупреждение: Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.

Использование адресов электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного

мусора будет наказываться.

Каталог популярных сайтовЯндекс цитирования

Обновление: 01-06-2017fog

 

 



[1] Восточный административный округ.

[2] После окончания этой истории конструктор Богомолец ещё работал в КБ, но дни его жизни наверняка

были дополнительно сокращены участием администрации КБ в решении многих шагов по данной

проблеме. Его уже нет в живых. И он не хотел писать дневник или мемуары. В 80-е годы это могло бы

добавить неприятностей из-за наших "обетов молчания" "первому" отделу (по вопросам секретов).

[3] Кроме сохранения веса надо было сохранить и центр тяжести прибора, чтобы не изменились параметры

его вибро-ударо-стойкости, вибро-ударо-стойкости системы приборов (с приборной доской…)

[4] Крутился барабан с цифрами сотен, а нули единиц и десятков были просто нарисованы на шкале. За ними

прятались колёса привода счётчика. Чтобы добавить барабан изменения разрядов в десятках метров,

надо было передвинуть и опору счётчика, и его привод. Барабан зависал у ручки вращения, на которой

требовалось делать переключаемый редуктор. Где? Места и так не было, а становилось ещё меньше! На

вращаемой рукой ручке должны быть "крупнозубые" колёса, требующие много места.

[5] Ступень редукции (пара валов с зубчатыми колёсами) обычно меняла отношение (оборотов или углов

поворота колёс) как 1 : 3-5. Для изменения 1 : 10 нужны две ступени. каждая понижает общую точность

передач. И увеличение коэффициента передач одной парой идёт с ухудшением точности. А с

уменьшением коридора отклонений требовалось увеличить и точность замеров, показаний, управления в

нём. Т.е. Требования и возможные результат противоречили друг другу.

[6] Ещё в 1966 году в МПКБ была начата работа над цифровой системой воздушных сигналов. В 1969, 71

были испытаны макеты на интегральных схемах. В 72 были переделаны вычислитель и индикаторы

высотно-скоростных параметров. Но они не касались системы высоты эшелонов, и этой ССВЭ в

частности. А в 84 году появились цифровые системы второго поколения. Но – не ССВЭ! Это был рок

выбора и приказа.

[7] А точности электроники – со своими капризами. Тем есть зависимость от температур, от "шумов" при

слабости сигналов", от электронных помех, от числа и качества применённых элементов… Набор всех

рисков может менять разброс точности в десятки сотни раз! Жёсткий отбор и настройки увеличат цену…

[8] Такое задание могли дать только ведущему конструктору, большинство из которых мало рассчитывает

подняться в начальники отдела, хотя бы. А понизить могли, и могли не дать потом подняться назад…

А это снижало зарплату и перспективы размера пенсии. Ведь в "ведущие" подымались обычно во второй

половине карьеры… А уменьшение достатка в семье с подросшими детьми, сами понимаете, -

катастрофа и детей, и родителей… Амбразуры для своих героев ставили не фашисты, а "свои"

чиновники…

[9] Забегая чуть вперёд, скажу, что уже когда мной почти решена была проблема, меня принудили

разрабатывать много худший прибор, принципиально принуждая использовать максимум деталей из

старого! Мне пришлось по личной инициативе делать сравнительный расчёт-анализ предлагаемой мной

конструкции и требуемой от меня. Мои цифры убедили, но это была победа запрещённой (и

наказуемой!) "отсебятины".

[10] Они привели к избранию меня в Совет Молодых специалистов и в его председатели, избранием в Комитет

Комсомола КБ и начальником контролёров и газеты "Комсомольский прожектор". Однако ж, это только

увеличивало возможности конфликтов с разыми начальниками и службами КБ. Контроль и критику (и

их авторов) "не уважали"…

[11] Т.е. применяемого в серийно выпускаемых приборах (и самолётах), испытанного на надёжность.

[12] На этом примере я узнал, насколько кризисны и ответственны моменты механических переключений.

[13] Но я ту муфту всё же значительно улучшил, пережив бури разных эмоций.

[14] Пройти назначения во 2-ю и 1-ю категории. Но главное – годы и конкретные разработки необходимого

уровня сложности. А их-то могли и не давать, тем самым - тормозя рассмотрение на "повышение". При

таком регулировании собственные желания в карьерном росте не всегда эффективны, но вызывают

желания тебя "попридержать", проучить и т.п.